Наш опрос | |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Григорий Иванович Филатов
Старший
лейтенант Г. И. Филатов совершил 128 боевых вылетов, в воздушных боях
сбил лично 11 и в группе 3 самолёта противника. Награждён орденами
Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней,
медалями. Родился 17 ноября 1918 года в деревне Ново-касмартский, ныне
Зианчуринского района, Башкирия, в семье крестьянина. Окончил 5 классов в
1935 году, Затем уехал в Нижний Тагил Свердловской области и поступил в
школу ФЗУ, посещал аэроклуб. Работал на вагоностроительном заводе. С
1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Пермскую военную
авиационную школу пилотов. С Июня 1941 года в действующей армии.
Сражался на Ленинградском, Волховском и Западном фронтах. С Августа 1941
года по май 1943 года служил в 283-м ИАП, летал на И-16 и Як-7. С мая
по июль 1943 года - в 146-м ИАП (позднее - 115-й ГвИАП ), летал на Як-7.
С июня 1944 года по Май 1945 года - в Управлении 7-й ГвИАД, летал на
Як-9 и Як-3. К 23 Июля 1943 года помошник командира 146-го
истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе (7-я
Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный
авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, Западный фронт ) старший
лейтенант Г. И. Филатов совершил 128 боевых вылетов, в воздушных боях
сбил лично 11 и в группе 3 самолёта противника. 31 Июля 1943 года в
воздушном бою был тяжело ранен и до сентября 1943 года находился в
партизанском отряде в районе Смоленска. 2 сентября 1943 года за мужество
и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания
Героя Советского Союза. В 1944 году окончил Высшие курсы
усовершенствования офицерского состава и возвратился на фронт. Всего
выполнил 136 боевых вылетов, сбил 18 вражеских самолётов. В 1946 году
Гвардии капитан Г. И. Филатов уволился в запас по болезни. Живя в
Москве, работал в одном из НИИ. Награждён орденами Ленина, Красного
Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями. Детство и
юность Григория Ивановича Филатова прошли в маленькой деревушке, что в
Башкирии. 16-летним пареньком уехал он в большой город с намерением
принять участие в строительстве металлургического завода, где уже
работал его старший брат. То было время первых пятилеток, и повсюду
вздымались леса новостроек. Но вместо строителей его определили в ФЗУ,
готовившее кадры для предприятий города. Для деревенского паренька
сначала всё было необычным: и городская жизнь, и обстановка, да и сама
учёба в ФЗУ. Это учитывали преподаватели общеобразовательных дисциплин и
мастера производственного обучения. Умело направляя учебный процесс и
воспитательную работу, они старались возбудить у каждого ученика интерес
и любовь к своей специальности, донести до их глубокого сознания, что
без прочного знания основ науки нельзя стать высококвалифицированным
рабочим. И потому Григорий Филатов начал учёбу старательно и с большим
интересом. Он упорно повышал свой общеобразовательный уровень,
приобретал практические навыки рабочей профессии. Так бы и осуществилось
его желание влиться в рабочий коллектив завода, если бы не увлечение
авиацией, проявившееся у него с первых дней учёбы в ФЗУ. А интерес к ней
у Григория Филатова возник сначала под воздействием наглядной агитации.
Разве можно было оставаться равнодушным, когда с одного из красочных
плакатов, встречавших учеников при входе в здание ФЗУ, смотрел на них
такой же молодой парень, только в лётной форме, и как бы приглашал сесть
с ним в кабину спортивного самолёта и подняться в голубое небо ! Но
главное, что повысило интерес Григория к авиации, так это встреча с
лётчиком - инструктором местного аэроклуба, состоявшаяся с учащимися в
самом начале учебного года в ФЗУ. Он с большим увлечением рассказал им
об авиационном спорте, говорил и о том, что ВЛКСМ является шефом
Воздушного Флота нашей страны, и закончил свое выступление призывом
крепить оборону нашей Родины. Выступление лётчика - инструктора
аэроклуба на всех слушателей произвело неизгладимое впечатление. Оно
вызвало у многих глубокий интерес к авиации. Когда же инструктор спросил
слушателей о желании заниматься в аэроклубе, одним из первых Григорий
Филатов поднялся со своего места и решительно заявил: - Запишите и меня !
Незаметно пролетели 2 года учёбы. За это время Филатов получил и свою
рабочую профессию, и путёвку в небо. А тем временем подошла пора призыва
в армию. Для комсомольца Филатова уже не стоял вопрос, где и в каком
роде войск ему служить. Его сразу же направили на учёбу в авиационную
школу военных лётчиков, где он проявил незаурядные лётные качества. Это и
предопределило его дальнейшую службу. После окончания учёбы Григория
направили в Москву. Здесь и застала его Великая Отечественная война. В
составе 283-го истребительного авиационного полка Филатов был направлен
на Ленинградский фронт, на защиту города на Неве, где и началась его
боевая жизнь, полная тревог и волнений. Вражеские войска, стремясь
окружить город, ползли к нему по всем дорогам. Большое преимущество
противник имел и в авиации. Нашим лётчикам, в том числе и Лейтенанту
Филатову, приходилось летать на боевые задания по нескольку раз в день.
На своих "Ишачках", как тогда называли в лётной среде истребители И-16,
они поднимались на перехват "Юнкерсов" и "Хейнкелей", на штурмовку
вражеских войск. В этой неравной и трудной борьбе создавались сложные
ситуации. Были и жертвы. Не раз и Филатов возвращался с боевого задания,
имея множество пробоин в фюзеляже самолёта, который едва держался в
воздухе. Но всё же Григорий, как и другие наши лётчики, проявляя
исключительное воинское мастерство и самоотверженность, чаще добивался
успехов. В трудных оборонительных боях, когда враг блокировал город,
Филатов совершил 116 боевых вылетов, из которых 36 - на штурмовку
фашистских войск. После каждого такого вылета противник не досчитывался
многих своих солдат и офицеров. На фюзеляже боевой машины Филатова,
особенно после того, как он пересел на истребитель Як-7, с каждым боем
росло число звёздочек, свидетельствовавших о сбитых им вражеских
самолётах. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко
- фашистскими оккупантами, он был награждён орденами Красного Знамени и
Отечественной войны 2-й степени, а позже и медалью "За оборону
Ленинграда". В начале Мая 1943 года Филатов, только что получивший
звание Старшего лейтенанта, прибыл в 146-й авиаполк, входивший в состав
7-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Западного фронта.
Корпус в тот период дислоцировался на севере Орловского выступа. Фронт
находился в обороне, но всё войска, в том числе и авиация, настойчиво
готовились к предстоящим наступательным боям. И Филатову сразу же
пришлось включиться в работу. Он заботился прежде всего о том, чтобы
стрелково - пушечное авиационное вооружение было безотказным. Но это
лишь одна сторона дела. Главное же, в чем видел Филатов свой долг и
обязанности помощника командира полка по воздушно - стрелковой службе,
это научить молодых лётчиков умелому использованию оружия в воздушном
бою. С этой целью он учил их на земле и в воздухе метко поражать
воздушные цели, экономно расходовать боеприпасы, бить противника
наверняка. И его старания не были напрасны. В первую же декаду боевых
действий на Орловском направлении лётчики полка, получившие отличную
стрелковую подготовку и прочные навыки ведения огня, сбили 72 вражеских
самолёта. Наступление на Орловском направлении, как известно, началось
12 июля 1943 года, но авиация приступила к боевым действиям значительно
раньше. Лётчики - истребители непрерывно вели воздушную разведку,
вылетали на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, прикрывали
свои части и соединения от налётов вражеской авиации, штурмовали войска и
аэродромы противника. Во всех этих заданиях участвовал и Старший
лейтенант Филатов, показавший себя отлично подготовленным лётчиком и
тактически грамотным авиационным командиром. Он водил в бой группы
самолетов и умело управлял их боевыми действиями. Только с 5 по 17 июля
1943 года Старший лейтенант Филатов произвел 12 боевых вылетов,
уничтожил лично 2 вражеских самолёта и 1 - в группе. При выполнении
каждого боевого задания его всегда отличали высокое боевое мастерство,
мужество и отвага. Эти качества он проявил, в частности, 12 июля 1943
года, во время вылета на прикрытие наших наступавших войск. Каждый из
участников этой группы чётко представлял свою боевую задачу. Она
заключалась в том, чтобы не допустить прорыва вражеских бомбардировщиков
к нашим наступавшим войскам. И потому, едва только группа взлетела и
устремилась в заданный район, Филатов, как и его ведомые, начали зорко
всматриваться в воздушное пространство. В яркий, солнечный день нелегко
заметить в безоблачном небе самолёт. Тем не менее Филатов увидел сначала
один, затем другой, третий истребитель противника. Всего оказалось 10
"Мессеров". Ведущий сразу же повёл свою машину вверх. Вслед за ним
устремились и его боевые друзья. Несмотря на то что у противника было
более чем двукратное превосходство, Филатов подал команду: "Атакуем !" И
четвёрка Як-7Б устремилась навстречу вражеским самолётам. Расстояние
быстро сокращалось, но никто не сошёл с боевого курса. Филатов с первой
же атаки метко поразил "Мессер". Завязалась огненная карусель. Вскоре
активность врагов заметно ослабела, и они стали выходить из боя. Победа
осталась за четвёркой советских лётчиков. На следующий день Филатов
снова отличился, сбив противника с первой же атаки. Удачным был его
вылет и 16 июля. Прикрывая наши войска, он со своим ведомым в районе
Подлесная Слобода уничтожил ещё один вражеский самолёт. Это лишь
некоторые эпизоды из боевой биографии Старшего лейтенанта Филатова. Но и
они со всей убедительностью свидетельствуют о его высоком боевом
мастерстве и самоотверженности в борьбе с врагом. Вот почему 23 июля
1943 года, представляя Филатова к очередной правительственной награде,
командование записало в его наградном листе: "За мужество и героизм,
проявленные в боях с немецко - фашистскими захватчиками, и лично сбитые в
воздушных боях 5 бомбардировщиков и 6 истребителей противника Г. И.
Филатов достоин присвоения звания Героя Советского Союза". 31 июля 1943
года мужественного лётчика постигла неудача. В этот день он с группой
истребителей вылетел на боевое задание по прикрытию наших наземных
войск. Во время патрулирования появились вражеские истребители. Филатов
смело вступил с ними в бой, но вскоре получил тяжёлое ранение. Поврежден
был и его самолёт. Неизвестно, как Филатову удалось посадить свою
машину далеко за линией фронта. Но при ударе самолёта о землю его
выбросило из кабины. Он потерял сознание и очнулся лишь под вечер.
Солоноватая влага заполняла рот. Оказался выбитым глаз, была разбита
челюсть. Филатов попытался было подняться на раненые ноги, но тщетно. Он
снова потерял сознание. В таком состоянии его и нашли фашисты. Они
перевезли Филатова в Брянский лагерь. Как только он пришёл в сознание и
увидел, где находится, решил: "Надо бежать !" 11 августа немцы стали
поспешно загонять людей в старые товарные вагоны, эвакуировать лагерь.
"Это единственный шанс бежать", - подумал Филатов и, когда поезд
тронулся, поделился своими мыслями с товарищами по несчастью. Они
единодушно поддержали его предложение. Но как осуществить побег, когда
на крыше вагона сидит часовой, а запор на двери скручен железной
проволокой? Одни предлагали оторвать доску в полу вагона и падать на
полотно железной дороги между колёсными парами, другие - проделать щель в
стене и попробовать снять проволоку с запора двери. Но все эти
варианты, как опасные и трудновыполнимые, были отвергнуты. Тогда решено
было расширить отверстие в углу вагона, чтобы обеспечить выход на сцепку
вагонов. Нелегко было одним только ножом, чудом сохранившимся у
Филатова, проделывать лаз, через который смог бы пролезть человек. И
когда поезд был уже на подходе к Смоленску, Филатов, а вслед за ним и
остальные 27 человек воспользовались подготовленным лазом и на полном
ходу поезда оставили вагон. Трое суток раненый и голодный Филатов вместе
с двумя товарищами бродил по смоленским лесам и болотам, пока не вышел
на наших людей. Они накормили их, перевязали Филатову раны и помогли
связаться с партизанами. Месяц Филатов находился в партизанском отряде и
участвовал в его боевых действиях: громил мелкие вражеские гарнизоны,
нападал на обозы, устраивал диверсии на дорогах. А когда фронт
приблизился, было решено перейти его линию всем отрядом и влиться в ряды
советских воинов, продолжать борьбу с оккупантами. Соблюдая все
предосторожности, в один из дней только что наступившей осени отряд
вышел на боевое охранение нашей воинской части. - Стой ! Кто идёт? -
раздался голос солдата. - Браток, веди нас в штаб, там разберутся, кто
мы, - с радостью ответили партизаны. А потом, пока шла проверка,
выяснялись обстоятельства, как попал в плен, как удалось бежать, где
находился более месяца, Филатов узнал, что указом Президиума Верховного
Совета СССР от 2 Сентября 1943 года ему присвоено звание Героя
Советского Союза. О его возвращении из "числа погибших", значившихся в
списках части, было сообщено командованию. Филатов снова оказался среди
боевых друзей своего полка, ставшего к тому времени 115-м Гвардейским.
Лётчику - истребителю, оставшемуся с одним глазом, казалось, что дорога в
небо для него закрыта. Но у командира авиационного корпуса А. С.
Благовещенского на этот счёт было особое мнение. Зная характер и лётные
качества Филатова, он решительно заявил ему: - Летать ты будешь ! Лётчик
с таким недугом, как у Филатова, в истребительной авиации - явление
исключительное. Старший лейтенант совершил поистине подвиг. Он преодолел
все трудности и встал в строй боевых авиаторов, летал на различные
задания, успешно выполняя свои обязанности помощника командира полка по
воздушно - стрелковой службе. В 1944 году ему присвоили звание Гвардии
капитана. Он был назначен на должность помощника командира 7-й
Гвардейской истребительной авиационной дивизии. Войну Герой Советского
Союза Г. И. Филатов закончил в небе под Прагой. На его боевом счету к
тому времени значилось 136 боевых вылетов и 18 сбитых самолётов
противника ( 13 лично и 5 в группе ). В 1946 году Григорий Иванович
уволился из рядов Советской Армии по болезни. Но с авиацией не порывал
связи. Много лет проработал он на авиационных заводах и в КБ известных
советских конструкторов самолётов. Умер 23 марта 2000 года.
|
Календарь | « Октябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|